Скользкая трасса и снежный покров создают существенные препятствия для передвижения, поэтому многие водители предпочитают использовать шипованные покрышки, что зачастую является правильным решением.
В чем состоит различие шипованных и нешипованных покрышек
Если не учитывать всесезонные изделия, для эксплуатации зимой предназначены два вида покрышек – шипованные шины и специальная зимняя резина. Скаты с шипами среди отечественных автолюбителей пользуются большим спросом, т.к. они подходят для езды по городским и загородным магистралям. Последние больше подвержены обледенению, и шип – верное решение.
Резина без шипов обеспечивает хороший контакт с дорожным полотном ввиду своих технических свойств. В составе материала есть особые компоненты, которые не дают колесам «дубеть» на морозе, выдерживать перепады температур и за счет продуманного рисунку протектора отводить влагу из пятна контакта. Однако все эти возможности ориентированы по городу, где регулярно чистят улицы.
Преимущества и недостатки шипованной резины
Достоинства
Как уже было отмечено, главное преимущество шипованных колес – уверенный ход автомобиля по обледенелой дороге. На шипах легче идет разгон на льду, а тормозной путь короче по сравнению со стандартной зимней резиной.
Минусы
Чистый асфальт – худший вариант покрытия из-за риска скольжения, быстрого износа, шума и увеличения тормозного пути. К этому следует добавить порчу и самого асфальтового покрытия. Снежная кашица также ухудшает сцепление с асфальтом.
В каком случае стоит выбрать шипованную резину
Шипованные колеса зимой идеально подходят для поездок по гололеду, т.е. при наличии ледяной корки. При этом температура воздуха должна быть в диапазоне от ноля до -10°C. При сильных морозах ниже -17°C сцепление с поверхностью закаленного холодом льда становится хуже, хотя производители и работают над устранением этого недостатка. Желательно, чтобы на трассе не было никаких реагентов. В Центральной России такие условия наблюдаются поздней осенью или в конце зимы.
Покрышки с шипами в качестве основного решения целесообразно использовать в тех регионах, где трассы значительную часть сезона покрыты льдом или укатанным снегом, и нет сильных морозов.
Как выбрать и обкатать шипованную резину
К выбору зимней резины необходимо подходить скрупулезно. Что касается шипованных изделий, то критерии остаются общими. В первую очередь нужно сделать акцент на следующих факторах:
- производитель;
- дата изготовления;
- предстоящий пробег.
Продукция известных брендов предпочтительнее. На нее есть гарантия, всегда можно найти отзывы, и оставаться уверенными в качестве изделий.
Новые модели покрышек отвечают последнему слову техники. Также всегда будет легче поменять одну из них, поскольку найти варианты прошлых лет не так и просто.
Водителям, которые ездят на дальние расстояния часто, лучше приобрести комплект с большим пробегом.
Еще одним ключевым моментом при выборе служат технические показатели шипов как таковых. Относительно формы, круглые относятся к бюджетному сегменту, встречаются чаще всего, но не могут похвастаться надежностью. Об этом свидетельствует не один тест зимних шипованных шин с заклепками такого типа. Овальные обладают альтернативными показателями, разве что обеспечивают лучший контакт и снижают вероятность заноса.
Существуют и другие формы шипов:
- четырехгранные;
- трехлучевые;
- семигранные;
- крестообразные;
- трапецевидные;
- треугольные.
Шипы изготавливаются из стали или алюминия, но в последнее время растет популярность двухсплавных шипов, сердечник которых выполнен из вольфрама, а корпус алюминиевый.
Большое значение для дальнейшей эксплуатации шин с шипами имеет их предварительная обкатка. Другими словами – притирка к дорожному полотну. Этот момент имеет отношение не только к шипованной, а к любой другой резине. Причина – наличие смазок и составов на протекторе, оставшихся после производства. Плюс машина должна «привыкнуть» к новым колесам. Относительно шипов, они должны тоже как бы встать на свое место.
После установки колес нельзя первые 500-1000 км ездить на шипованной резине с резкими разгонами и торможениями и не развивать скорость более 80 км в час. Фирменные скаты снабжены специальными наклейками или другими индикаторами, указывающими на то, что процесс обкатки завершен. Не лишним будет после прохождения обкатки проверить балансировку колес на СТО.
Когда нельзя ездить на шипованной резине
По асфальту
Как было неоднократно отмечено, шипованная резина предназначена для скользкой, покрытой наледью и укатанным снегом дороги. Шипы впиваются в такую поверхность словно когти и удерживают транспортное средство от заносов на поворотах. На асфальте эта функция ни к чему. Езда на шипованной резине становится и неудобной, и опасной.
Летом
Согласно Техническому регламенту таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» запрещается устанавливать шипованную резину летом – с июня по август. С декабря по февраль должны использоваться зимние покрышки.
При сильном износе
Это имеет отношение к любым видам покрышек, тем более к шипованным автошинам. Если большинство металлических элементов утрачены из-за долгого использования колес, то и покрышки не выполняют своей задачи и многократно увеличивают риск аварии.
Что делать, если на шипованной резине вылетели шипы
К сожалению, зубья из резины начинают выпадать практически сразу. Если брать во внимание хорошие брендовые покрышки, то в первый год они теряют 5% элементов, после третьего сезона 30-40 %, а после шестого года поездок – все 70%, и то при условии бережной эксплуатации и в соответствии с сезоном.
Последний вариант предполагает полную замену шин, когда как при 30-40% износа еще можно ездить на шипованной резине при аккуратном стиле вождения и без превышения скорости ездить по скольким дорогам. Потеря сцепных свойств окажется ощутимой.
Некоторые автосервисы предлагают услугу дошиповки колес. Эксперты уверены, что смысла в этом нет, и затраты окажутся напрасными. Во-первых, заводские шипы в разы лучше ремонтных. Во-вторых, не получится полноценно «вживить» имплант в прежнее гнездо. В-третьих, изнашивается сама резина. Вопрос, стоит ли шиповать колеса дополнительно, отпадает сам собой.
Обязателен ли знак «Шипы»
Довольно длительное время, а конкретно с 1993 по 2018 год, наклейка была обязательным атрибутом на заднем стекле авто. В начале зимы 2018 правительство РФ отменило этот закон. В постановлении говорилось о том, что данная норма давно утратила свою актуальность.
За что можно получить штраф
Жестких требований по поводу использования шипованной резины в России нет, поскольку на дорогах есть немало транзитного транспорта, пересекающего в течение всей поездки несколько климатических зон. Довольно сложно применить санкции выборочно.
Еще одна неприятность может постичь владельцев транспортного средства, если инспектор ГИБДД обнаружит, что на колесе недостаточно шипов – как минимум, отсутствие трети необходимых элементов может вызвать вопросы.
Несмотря на отсутствие строгих предписаний, не нужно лишний раз рисковать. Лучше придерживаться регламента и вовремя менять шины в зависимости от сезона и по мере снижения эксплуатационных качеств. Оспаривать штрафы куда как сложнее, тем более что ездить на шипах по асфальту или на «остатках роскоши» по гололеду неудобно и крайне опасно.
Рейтинг лучших шипованных шин
Шипованные покрышки выпускают многие известные бренды, поэтому при составлении рейтинга учитывается фирменная продукция: ее уровень несомненно выше дешевых аналогов. Сбором информации для формирования топов занимаются крупные авто порталы, а также именитые отечественные и зарубежные издания. Они устраивают опросы, проводят тесты зимних шипованных шин, руководствуются мнением профессионалов и т.д. Хитами продаж в зимний сезон 2021-2022 в России стали:
- Nokian Hakkapeliitta 10p;
- Michelin X-ICE NORTH 4;
- Continental ICECONTACT 3;
- Goodyear UltraGrip Arctic 2;
- Dunlop SP WINTER ICE 03.
Выводы, советы специалистов
Шипованные шины вполне подходят для русской зимы, и все, кто использует их для своих авто, согласятся с подобным утверждением. Если подытожить все вышесказанное и принять во внимание советы специалистов, можно сделать следующие выводы.
Приобретать шипованные покрышки нужно там, где наблюдаются регулярные перепады температуры – оттепели сменяются морозом, что приводит к образованию наледи на дорогах.
Шипы выручат на загородных трассах с накатанным снегом или ледяной поверхностью, но тем, кто постоянно ездит по вычищенным городским улицам, лучше поставить обычную зимнюю резину.
Стабильные сильные морозы и снегопады на Севере и снежная кашица в южных районах не подходят для шипов. Колеса просто не смогут продемонстрировать все свои преимущества и функционал.
Нужно строго придерживаться сезонности и вовремя «переобувать» машину, постоянно быть в курсе изменений в законодательстве, т.к. шины с шипами всегда входили в особую категорию автомобильного оснащения.
Нельзя экономить на колесах и покупать фирменные покрышки, которые прослужат долго, и не придется думать дошиповке. Важно постоянно следить за состоянием колес и менять изношенные на новые.
- Комментарии